Интервью директора ГлоБел24 Андреева О.В. для портала "Слово Делу"

Интервью директора ГлоБел24 Андреева О.В. для портала "Слово Делу"
Накануне конференции "Инновации в белорусском e-commerce: freeze or breeze?", на которой будут обсуждаться вопросы развития в стране электронной коммерции, директор ГлоБел24, Андреев Олег Владимирович, дал интервью порталу "Слово Делу".

В интервью директор компании ответил на наболевшие вопросы и поделился своим компетентным мнением о рынке доставки и развитии сферы электронной коммерции:

СД: Почему в Беларуси, по сравнению с другими странами, не развивается единая система доставки товаров из интернет-магазинов. До сих пор существует практика, когда бизнес содержит собственные службы доставки?

Такая практика – это бизнес-решение. Нельзя сказать хорошо это или плохо. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что данное решение (собственная служба) проигрывает в чистых затратах на доставку аутсорсинговой службе доставки. Однако, есть ряд иных причин кроме сугубо экономических:
1) нежелание на 100% от кого-то зависеть в ключевом элементе бизнеса (доставка для интернет-магазина – это ключевой элемент); 
2) ощущение более высокого качества собственной службы ввиду более сильного контроля (возможность влиять на каждого сотрудника через ЗП и пр.); 
3) как правило, сотрудники собственной службы могут делать дополнительные продажи.

При всем этом, собственную полноценную службу могут себе позволить только крупные интернет-магазины, объемы которых позволяют загружать транспорт максимально эффективно. И все это продолжается пока продолжается рост рынка и рост бизнеса, в случае проблем – это будет первое направление, с которого обычно начинают сокращать издержки. Нужно понимать, что собственная служба – это:
1) инвестиции в транспорт, который нужно постоянно ремонтировать; 
2) это работа с огромным количеством водителей-курьеров-экспедиторов, с которыми нужно уметь работать; 
3) собственная логистика и пр. В общем, это отдельный бизнес.

СД: Есть ли законодательные препятствия для развития служб доставки? Может ли государство стимулировать это направление через принятие управленческих решения, каких?

Глобальных препятствий нет! Иначе, мы бы не имели сегодня настолько конкурентное окружение. Вопрос скорее в скорости роста, в объеме телодвижений, необходимых для решения в правовом поле тех или иных вопросов. Но так у нас практически в любой сфере.

СД: В чем преимущества профессиональной службы доставки? Нужно ли потребителям что-то еще, кроме быстрой доставки товара?

Данный вопрос необходимо рассматривать в нескольких плоскостях: 1) потребности бизнеса, который и есть ключевой клиент для службы доставки и 2) потребности физических лиц, которые могут быть и клиентами службы доставки, но одновременно выступают и конечными потребителями услуг по доставке из интернет-магазинов. И именно они, в конечном итоге, диктуют свои потребности рынку по необходимым услугам. В частности, кроме быстрой доставки сегодня требуется:
1) доставка по четким временным окнам; 
2) возможность оплаты покупки по факту доставки (после осмотра, примерки и пр.) -наличными и по карте;
3) доставка в Почтовые отделения;
4) возможность примерки и проверки работоспособности; 
5) возможность частичного выкупа (когда покупатель заказывает несколько единиц товара для сравнения, а выкупает лишь то, что понравилось;
6) возможность оформить рассрочку при доставке; 
7) пороговый выкуп - это обычно устанавливает ИМ для отсечения покупателей-террористов.
Это, пожалуй, основное. Тем не менее, рынок не стоит на месте и постоянно появляются новые пожелания, которые необходимо реализовывать.

СД: Влияет ли государственная монополия на развитие вашего бизнеса? Пользуется ли вашими услугами Белпочта и грузоперевозчики?

Нет, пока не сильно влияет. Государство практически добровольно отказалось от монополии Белпочты на внутреннем рынке, начав выдавать почтовые лицензии другим операторам. Тем не менее, Белпочта в настоящий момент имеет ряд иных уникальных преимуществ перед другими игроками:
1) возможность проводить таможенную очистку товаров из иностранных ИМ по спискам; 
2) возможность трансграничного наложенного платежа.

На сегодняшний день есть определенные инструменты решения данных проблем, однако они достаточно дороги и не обязательно окажутся эффективными. Однако, уверен, что уже в ближайшее время данные моменты будут разрешены в пользу частных операторов.

СД: Каких изменений для своего бизнеса вы ждете после принятия Национальным банком документов, которые позволят проводить расчеты с курьерами сторонних компаний, а не только продавца товара? Почему положительные решения принимаются так медленно?

Сегодня в Беларуси такой проблемы не существует. Как я уже говорил, государство пошло на лишение Белпочты монополии на белорусском рынке. Это позволило практически всем желающим предоставлять услугу cash-on-delivery. Определенное нагнетание ситуации исходит от некоторых желающих (даже не имеющих службы доставки) получать определенный % от сделок. В общем, к бизнесу служб доставки это отношения не имеет.

Однако, для нас конкретно, это позволит упростить документооборот. Вопрос – для кого это решение положительное? Я уверен, что принятие данного решения должно и будет сопровождаться дополнительной финансовой ответственностью для компании, которая получит такую возможность. Ведь предполагается, что служба доставки сможет распоряжаться деньгами, которые, по сути, им не принадлежат. Скорее, будет принято решение о серьезном объеме либо УФ для таких компаний, либо гарантийном депозите. Это станет определенным барьером для недобросовестных игроков.

СД: Возможно ли появление в Беларуси модели автоматизированного получения товаров в специальных сейфах, которые устанавливаются в микрорайонах и жилых товариществах?

Да, возможно. Главное, чтобы такие сейфы не превратились в места «закладки» наркотических средств и не стали способствовать обращению прочих нелегальных товаров и услуг.

СД: Почему география вашей компании ограничена только двумя странами?

Все имеет свою логику. Бизнес растет согласно своим законам и интересам клиентов. В ближайшее время мы планируем расширить свое присутствие во всех регионах мира.

СД: Видите ли вы в качестве своих конкурентов такие сервисы, как Бандеролька и Почтипочта?

Нет. Это скорее наши клиенты.

СД: Сейчас много говорится о таможенных лимитах на посылки. Какими лимиты должны быть на ваш взгляд, не убивает ли государство минимальными лимитами почтовые и курьерские службы?

Государство в первую очередь пытается отстоять и защитить собственные интересы (интересы Нацбанка, местных производителей и пр.). В понимании государства — это поддержание положительного торгового баланса внешней торговли. На момент принятия решения о снижении порога беспошлинной посылки, это было актуально. На самом же деле, в условиях прозрачной границы с Россией, это привело исключительно к росту теневого бизнеса. Кроме того, в процессе учета интересов других госслужб и госпредприятий, забыли про интересы Белпочты. Сегодня, Белпочта - первый, кто лоббирует вопрос повышения лимита. Это все одна сторона медали. Другая сторона (и она самая главная) — необходимо развивать внутреннюю доставку и доставку межрегиональную. Строить бизнес исключительно на том, что 5 млн. покупок белорусы совершают в год на Али-Экспресс, совершенно недальновидно.